Должен ли быть собственный ЦОД у облачного провайдера?

19.03.2018

Основой любой облачной услуги, не зависимо от ее типа, являются, по сути, две отдельные составляющие  – ИТ-инфраструктура провайдера и площадка на которой она развернута. Поэтому, логично предположить, что поставщики облачных услуг, имеющие собственные дата-центры, практически являются компанией полного цикла. И на первый взгляд это хорошо, так как качество услуг в этом случае зависит от одного поставщика. Но на самом деле, все не так просто, ведь оказание облачных услуг и организация работы ЦОДа – это два разных направления деятельности, а мы все знаем, что бывает, когда пытаешься угнаться за двумя зайцами одновременно. В этой статье мы попробуем разобраться, нужен ли свой собственный дата-центр облачному провайдеру.

Преимущества

Наличие собственного ЦОДа у поставщика облачных услуг может быть значительным преимуществом, обеспечивая полный контроль на всех этапах жизненного цикла ИТ- услуг и давая возможность предоставлять дополнительные сервисы своим клиентам. Давайте подробнее рассмотрим эти преимущества и то, как они отражаются на взаимодействии с заказчиками:

Полный контроль

Наличие собственного ЦОДа у облачного провайдера обеспечивает контроль над всеми инженерными системами, качество реализации которых, в свою очередь, сильно влияет на непрерывность предоставления услуг. Таким образом, провайдер может организовать отказоустойчивость собственной ИТ-инфраструктуры, не только на уровне возможностей аппаратных решений и платформы виртуализации, но так же на уровне электропитания и климатических условий. При наличии такого контроля, облачный провайдер является единственным ответственным за качество предоставляемых услуг, не только на юридическом, но и на фактическом уровне.

Дополнительные услуги

Также, собственный дата-центр позволяет облачным провайдерам предоставлять своим клиентам ряд дополнительных услуг, таких, например, как аренда серверного зала или мест в стойках под размещение оборудования. Если у компании заказчика, помимо потребности в облачных услугах, есть также необходимость размещения собственного оборудования в ЦОДе, то провайдер, который сможет качественно предоставлять обе услуги, будет всегда в приоритете при выборе  поставщика.

 

Стоит отдельно отметить, что данные преимущества будут приносить результат только в случае высокого уровня реализации как самого дата-центра, так и собственной ИТ-инфраструктуры.

Недостатки

Если облачный провайдер решает, что ему необходим собственный ЦОД, то в большинстве случаев это приносит больше недостатков, чем преимуществ. В первую очередь это происходит от того что на этапе планирования неправильно оцениваются финансовые затраты. Итак, к недостаткам можно отнести:

Затраты на постройку и содержание, сопровождение

Для того чтобы построить собственный дата-центр соответствующий даже минимальным требованиям отказоустойчивости, необходимы очень большие финансовые затраты. Ведь требуется не просто построить здание, а оснастить его всеми необходимыми инженерными системами, такими как бесперебойная подача электроэнергии, промышленной системой кондиционирования, пожаротушения, контроля доступа и многих других. Стоит обратить внимание, что помимо внедрения данных систем, необходимо так же получить огромное количество согласований и сертификатов. Дальнейшее содержание ЦОДа, также связано с постоянными затратами на модернизацию и апгрейд всех систем и конечно на постоянный мониторинг и регламентные работы.

Очень часто при столкновении с дополнительными тратами, облачные провайдеры стремятся сэкономить, внедряя несертифицированные системы или отказываясь от ненужных на их взгляд рекомендаций. Обычно, через некоторое время это приводит к авариям и влияет на непрерывность услуг. При этом в конечном итоге страдает бизнес клиентов.

Распыление сил

Предоставление облачных услуг и организация работы ЦОДа, требует совершенно разных специалистов. В стремлении сэкономить на поддержке и строительстве дата-центра, провайдер обучает собственных сотрудников, по сути, новым для них направлениям. Это повышает риск отказа систем в следствии влияния человеческого фактора на довольно длительный период. При этом основная деятельность, то есть предоставление облачных услуг тоже будет страдать из-за распыления сил сотрудников.

 

Организация работа ЦОДа, в корне отличается от организации работы облачного провайдера. Как ни крути, это два разных направления деятельности. Для того чтобы охватить дополнительную сферу деятельности, вдобавок к основной, необходимы не только серьезные финансовые вложения, но также квалифицированные кадры и опыт в подобных операциях. К сожалению зачастую, облачные провайдеры, берутся за постройку собственных ЦОДов, не имея ни того ни другого, и в результате страдает не только новое направление, но также, и основная деятельность компании.

А может ли дата-центр стать облачным провайдером?

В последнее время все чаще возникает ситуация, когда наоборот дата-центр расширяет перечень своих услуг за счет облачных сервисов, таких как IaaS. Здесь происходит все то же самое. Имея поверхностное представление о том, что такое облачные сервисы, и не имея опыта их практической реализации в B2B секторе, конечное качество таких услуг оставляет желать лучшего. Чаще всего происходит следующее: дата центр начинает предоставлять услуги аренды виртуальных серверов. И сначала все может идти даже неплохо, но спустя некоторое время, при увеличении количества клиентов и нагрузки на инфраструктуру, начинаются аварии. В конечном итоге через полгода после начала сотрудничества, клиенты вынуждены искать нового поставщика облачных услуг.

Заключение

Большинство компаний, переводя свои серверы в облака провайдера, стремятся не только сэкономить средства, но также снять с себя нагрузку в непрофильном для них направлении. То же самое происходит, когда облачные провайдеры размещают свое оборудование в сторонних ЦОДах. Это позволяет избежать лишней головной боли и сосредоточиться на качестве предоставления собственных услуг.